ЛОКИ (др.-исл. Loki), в скандинавской мифологии бог из асов, который иногда вступает с другими богами во враждебные отношения, насмехается над ними, проявляя причудливо-злокозненный характер, хитрость и коварство. По-видимому, Лофт (Loptr) и Лодур (Loðurr)' - также его имена.
Отец Локи - великан Фарбаути, мать - Лаувей (или Наль); жена Л. - Сигюн. Снорри Стурлусон в «Младшей Эдде» в качестве брата Л. называет Бюлейста или Хельблинди (эпитеты Одина). Фарбаути лишь единожды упоминается в источниках, как отец Локи, в то время как имя "Лаувейя" встречается в кеннингах Старшей Эдды. Иногда имя Фарбаути связывают с "ветром", а следовательно лихорадкой и возможностью подцепить болезнь. Значение же имени Лаувейи относят к женскому знахарству, что и самим комментаторам имен кажется неточным. Бюлейст означает "хромой", а Хельблинди - "совершенно слепой". Безусловно, это может указывать на демоническую природу семьи Локи. С другой стороны эти же имена считаются прозвищами Одина. А в "Перебранке Локи" («Старшая Эдда») говорится о кровном братстве Локи и Одина. Сигюн родила Локи двух сыновей Нари и Нарви, но, кроме того, Локи и великанша Ангрбода породили хтонических чудовищ - хозяйку царства мёртвых Хель, волка Фенрира и мирового змея Ермунганда. Изменив пол и превратившись в кобылу, Л. породил также Слейпнира - восьминогого коня Одина от жеребца Свадильфари, принадлежавшего строителю Асгарда. В «Младшей Эдде» рассказывается, что великан взялся с помощью своего коня построить богам-асам город в полтора года, с тем чтобы ему в виде платы отдали солнце, луну и богиню Фрейю. Л., приняв обличье кобылы, отвлекал коня от строительных работ, чтобы великан не мог завершить в срок постройку Асгарда и лишился обещанной «платы».
В качестве члена троицы асов, то есть вместе с Одином и Хёниром, Локи (под именем Лодура) участвует в оживлении древесных прообразов людей (см. Аск и Эмбля). В сопровождении Одина и Хёнира он участвует также в приключениях с великаном Тьяцци, описанных в «Младшей Эдде». Тьяцци в обличье орла не даёт изжариться бычьему мясу, которое готовят для своей трапезы странствующие асы, и требует себе дичи. Когда орёл хватает лучшие куски, Локи ударяет его палкой, но руки и палка пристают к телу орла. Тьяцци уносит Локи и соглашается его отпустить только в том случае, если Локи доставит ему богиню Идунн и её золотые яблоки, дарующие молодость. Локи заманивает Идунн в лес, обещая показать ей якобы найденные им другие золотые яблоки, и отдаёт её во власть Тьяцци. Но боги, оставшись без «молодильных яблок», стали стареть и седеть; схватив Л., они стали угрожать ему смертью. Тогда Локи в одолженном им у Фрейи соколином оперении полетел к Тьяцци, похитил Идунн и, превратив её в орех, доставил в Асгард, а прилетевшего вслед Тьяцци-орла асы подпалили и убили. За это осиротевшей дочери великана - Скади, пошедшей с оружием в руках мстить за отца, они должны были предоставить мужа из числа асов, причём Скади поставила также условием мира, чтобы её рассмешили (в сказках этот мотив обычно представляет «трудную задачу» жениха). «Несмеяну» рассмешил Локи, привязав бороду козла к своим половым органам.
В сопровождении Одина и Хёнира Локи добывает сокровище карлика Андвари, о чём рассказывается в прозаическом вступлении к «Речам Регина» в «Старшей Эдде», а также в «Младшей Эдде» - при объяснении, почему золото называют «выкупом за выдру». Локи убил камнем выдру, которая у водопада ела лосося, но выдра (Отр) оказалась сыном Хрейдмара, у которого асы заночевали, и им пришлось согласиться на большой выкуп золотом хозяину. Тогда Локи поймал сетью карлика Андвари, плававшего в воде в облике щуки, и отобрал его золотые сокровища, хранившиеся в скале, в том числе и кольцо, на которое Андвари наложил проклятие. Как рассказывается дальше, это проклятие впоследствии переходит на сыновей Хрейдмара - Фафнира и Регина, затем на Сигурда и нифлунгов. Так рассказ о Л. и Андвари включается в скандинавскую версию цикла нибелунгов.
По инициативе Одина Локи похищает украшение Фрейи - Брисингамен, для чего ему приходится превратиться в блоху. За эту же драгоценность (как упоминает скальд Ульв Уггасон) Локи и бог Хеймдалль в обличье тюленей боролись у камня Сингастейн. В качестве спутника Тора Лок участвует в его походах против великанов Трюма, Гейррёда и Скрюмира Л. помогает Тору хитростью вернуть похищенный Трюмом молот Тора («Песнь о Трюме» в «Старшей Эдде»). По его совету Тор переодевается в одежду Фрейи, которая якобы едет к Трюму невестой, а сам Л. - в одежду её служанки; благодаря находчивым ответам Локи, Трюма удаётся обмануть. Л., правда, проигрывает соревнование с Логи (огнём) в пожирании пищи при посещении с Тором великана Утгарда-Локи, а в истории с великаном Гейррёдом Л., преобразившийся в птицу и пойманный Гейррёдом, вынужден по его требованию доставить в страну великанов безоружного Тора. Наконец, Л. сам срезает у Сив - жены Тора её золотые волосы и затем из страха перед Тором добывает такие же волосы, заставив карликов- цвергов - искусных кузнецов их выковать. Л. бьётся об заклад, что цверги не выкуют лучших сокровищ для асов, а когда они выковывают сокровища, убегает от них при помощи башмаков, которые дают возможность быстро мчаться по воде и по воздуху (в других случаях Л. берёт соколиное оперение у богини Фригг или Фрейи или сам превращается в птицу). Когда Тор его хватает, Л. соглашается, чтобы ему отрезали голову, не касаясь щёк, и Тор ограничивается тем, что зашивает ему рот («Младшая Эдда»),
В указанных сюжетах, имевших, возможно, первоначально характер этиологических мифов, Лок выступает, прежде всего, как добытчик-похититель, прибегающий к хитрости и обману, но действует он при этом добровольно или вынужденно то в интересах богов, то в ущерб богам - в интересах великанов. Как явствует из «Перебранки Локи», на пиру богов у морского великана Эгира он нарушает ритуальный мир, убивает слугу и поносит всех богов, обвиняя их в трусости, распутстве и т. д. В кратком прозаическом заключении говорится о страшном наказании Л. богами: хотя Л. спрятался (превратившись в лосося) в водопаде Франангр, асы его поймали и связали кишками собственного сына Пари, тогда как его другой сын Нарви превратился в волка. Скади, дочь великана Тьяцци, повесила над лицом Л. ядовитую змею, яд которой приносил ему мучения (хотя Сигюн, жена Л., и подставляла чашу под капающий яд); когда капли яда попадали на Л., он содрогался, вызывая землетрясение.
В «Младшей Эдде» рассказу о ловле богами Л. предшествует мотив изобретения Л. первой рыболовной сети. Боги ловят его сетью. А в "Поэтической Эдде" сеть для Локи дает богиня Ран, когда он хотел поймать Андвари. Но в том и в другом случае сеть богам, и соответственно, людям, приносит именно Локи. Здесь есть связь и с паучьей сетью. Связь Локи с рыболовством и охотой на водяных животных, возможно, отражает некоторые контакты с финской мифологией, хотя предположения о прямой связи Л. с Лоухи или косвенной - с Вяйня-мёйненом (сюжет рыбной ловли) весьма условны.
История страшной мести богов Локи отнесена в «Прорицании вёльвы» и в «Младшей Эдде» ко времени после убийства Бальдра. В «Младшей Эдде» (в «Прорицании вёльвы» только смутные намёки) Л. рисуется «убийцей советом» (raðbani) Бальдра: Л. подсунул убийственный прут из омелы слепому богу Хёду, а затем в обличье великанши Тёкк отказался оплакивать убитого и тем самым не дал ему возможности вернуться из царства смерти хель. За этим и следует рассказ о том, как боги изловили Л., а затем привязали накрепко к трём камням (аналогично тому, как были прикованы хтонические чудовища, в частности Фенрир). Л. остаётся прикованным до конца мира; во время последней битвы богов и чудовищ он приводит корабль мертвецов из Хель для борьбы с богами, сам сражается с богом Хеймдаллем, причём Л. и его противник убивают друг друга. Этот образ разительно отличается от Локи, известного из средневековой баллады Lokka-thaattur, в которой крестьянин, проиграв в шахматы своего сына великану, просит помощи у трех богов (которыми оказывается уже известная нам троица Один-Хенир-Локи), и только Локи оказывается способен ему помочь. Он так же совсем не похож на Локи в остальных мифах Эдд, или же в Lokaly'gi, (где Локи уже не бог, а сын крестьянина, который женится на дочери короля, выполнив условие того и хитростью заставив сказать неправду) и Risin og Lokki (великан отправляется в странствие, чтобы найти себе помощника, но к несчастью встречает трикстера-Локи, который, формально согласившись на условия великана в конце концов заставляет того выполнить всю работу самому). В исландской сказке фигурирует колдун Лофт, продавший дущу Дьяволу и спомощью колдовства же пытающийся избежать расплаты.
Интерпретация образа Локи до сих пор является предметом дискуссии. В «Младшей Эдде» имя Л. связывается в порядке народной этимологии с Логи (Logi, «огонь»), что в своё время породило ошибочную концепцию о том, что Л. - бог или демон огня, наподобие ведийского Агни. Этой точки зрения придерживались Я. Гримм, Н. М. Петерсен, Т. Визен, В. Рюдберг, П. Харман, Г. Вильке, Э. Майер. Ф. фон дер Лайен и Э. Могк считали Л. не только демоном огня, но его добытчиком, культурным героем, вроде Прометея. О. Шонинг, X. Шюк и Ф. Шредер противопоставляли «огневой» теории интерпретацию Л. как хтонического демона или как специального «эсхатологического» бога - виновника конца мира (отчасти исходя из сближения слова Loki с глаголом lukan, «запирать», и с учётом определённой роли Л. в скандинавской эсхатологии). Ф. Иоунссон связывал Л. с титанами, а С. Бугге в соответствии со своей теорией христианских корней скандинавской эсхатологии - с Люцифером. Э. И. Грас сблизил Л. с континентально-германскими демонами, не столько огневыми, сколько водяными, а X. Веландер - с цвергами. Впоследствии А. Ольрик обратил внимание на сходство имени Л. с шведско-норвежским Локки - духом очага, с датским Lokki, означающим воздушное, блестящее существо, и с шведским народным обозначением сетей паука - Loka nät. Ольрик считал, что в образе Л. эти представления слились с образом культурного героя и хозяина воды. Ян де Фрис, а затем и А. Б. Рут интерпретируют Л. как мифологического плута-трикстера. Рут считает, что Л. как антропоморфный трикстер развился из териоморфного трикстера-паука (паук во многих местах Скандинавии обозначается словом locke, а паук-трикстер - популярная фигура в фольклоре народов Америки, Африки, Океании, Индии). Связь Л. с эсхатологией Рут относит за счёт влияния средневековой учёной традиции. Ж. Дюмезиль и Ф. Стрём пытались опровергнуть концепцию Л.-трикстера, исходя из первичности демонизма Л. и его особой роли в смерти Бальдра. В качестве объясняющей параллели Дюмезиль привлёк ирландского Брикрена (один из персонажей уладского цикла ирландских саг) и в особенности осетинского Сырдона как подстрекателя к убийству героя Сослана. Стрём, сближая Л. с Одином, доводит его почти до полного отождествления. Краткий обзор сюжетов, связанных с Л., подтверждает, что Л. не демон огня, а комически-демоническая фигура (и комизм, и демонизм Л. исконные), отрицательный вариант культурного героя (положительный - Один) и мифологический плут-трикстер с отчётливой хтонически-шаманской окраской (присущей также и Одину). Участие в оживлении первых людей, изобретение рыболовной сети, добывание сокровищ для богов у цвергов - всё это типичные деяния культурного героя, а «похищение» - типичная форма добывания культурных благ в архаической мифологии. Правда, речь здесь идёт не о первоначальном добывании, а о перераспределении каких-то ценностей, похищении их у великанов для богов и обратно, циркуляции этих ценностей между различными мирами. Локи как бы способствует циркуляции ценностей между богами и великанами. Однако основными сокровищами великаны успевают завладеть только на время и лишь попользоваться. Боги все равно отбирают их обратно. У других, более искусных или мудрых существ, асы, в лице или посредством Локи, сокровища отбирают или выманивают. Характерно то, что основные сокровища богов изготавливаются другими существами не только в скандинавской, но и в греческой мифологии. Бог - кузнец есть и у германцев, и у греков, но он выковывает хитрые устройства лишь для внутренних и собственных нужд, не производя "продукты стратегического значения". В этой посреднической роли Л., так же как в его способности превращаться в рыб, птиц, насекомых, ластоногих, изменять свой пол, сказываются шаманские черты. Трюки, с помощью которых Л. достигает цели, и его шутовские проделки и переодевания специфичны для трикстера. Л. - отец хтонических чудовищ, в том числе хозяйки подземного царства мёртвых, виновник и одновременно «козёл отпущения» в ритуальном убийстве Бальдра участник борьбы с богами в Рагнарёк. Л. - двойник Одина в космологических и этиологических мифах и его антипод в эсхатологических. Если же учесть хтонические и шаманские черты Одина, а также вероятность гипотезы о том, что именно он тайный виновник жертвоприношения Бальдра, то можно допустить тесную генетическую близость Л. к Одину. Роль Локи как спутника Тора, по-видимому, вторична.
Карл-Густав Юнг в своей статье К.-Г. Юнг. Психология образа трикстера (К.-Г. Юнг. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: 1996. С 338-356) говорит, что этому архетипу свойственна "любовь к коварным розыгрышам и злым выходкам, способность изменять облик, его двойственная природа - наполовину животная, наполовину божественная, подверженность всякого рода мучениям…" (с. 338) Это как раз является самыми яркими наиболее чертами то ли аса и побратима Одина, то ли чудовищного демона, прикидывающегося другом - Локи.
"Трикстер - это коллективный образ тени, совокупность всех низших черт характера в людях". (с. 354) В большинстве историй Локи попадает в беду (один, впутывая в это других богов или сразу вместе с другими асами), но и сам спасает положение. В большинстве случаев, остальные асы пассивны и лишь наблюдают за происходящим. Общая схема этих сюжетов - неразумное или импульсивное поведение Локи или другого бога, всеобщее непонимание произошедшего, затем осложнение ситуации и спасение положения, осуществляемое Локи. Именно Локи умеет использовать хитрость, коварство и обман на пользу асам.
За исключением упоминания Logabore рядом с Воданом (Одином) и Донаром (Тором) в древнегерманской рунической надписи 6-7 вв. нет никаких следов культа Локи или какой-либо его роли в мифологии континентальных германцев. Нет культа Локи и в Скандинавии.
Однако, современные язычники считают, что Локи нужно чтить на ритуалах наравне с другими богами. Вот слова одной из его современных почитательниц:
«Почему-то людям кажется, что раз нет свидетельств поклонения Локи в прошлом, нехорошо вводить эту практику в настоящем. На это можно ответить, что в средние века не ездили на поездах, что совсем не значит, что нам надо прекратить делать это сейчас. Про самолеты я и не говорю - всех, кто летал на них, со спокойной совестью сожгли бы на костре. Времена меняются, меняются привычки и возможности, меняются истины и общественное мнение, меняется мораль и ценности меняются боги. Первоначально, главным богом был Тор, затем Один. Возможно Локи больше соответствует жизни в 20-21 веках, когда все меняется так быстро и хаотически. К тому же, сохранились свидетельства существования народного культа Локи, даже если официально ему никто не поклонялся.»
В скандинавской литературе можно насчитать десятка полтора исследователей, которые убедительно доказывают существование НАРОДНОГО культа этого бога. На бытовом уровне Локи был весьма популярен. Скандинавы использовали деревянные фигурки, изображавшие Локи, в качестве талисманов, но весьма своеобразным образом, а именно для сокрытия неблаговидных поступков и преступлений от других богов. В сагах эти талисманы назывались ЛОФИИ, иногда ЛОДРИИ (от эпитетов Локи). Фигурки делались вручную, владелец сам ее выстругивал из куска дерева, причем не особо стараясь придать максимальное сходство с "прототипом", главное - чтобы внешние контуры походили на человеческие. (Кстати, многие фигурки были с бородой козла). При изготовлении лофии мысленно в нее вкладывался образ Локи, чтобы фигурка имела его силу. Но при этом имя Локи нельзя было писать на лофии, потому что боги могли прочесть его и наказать почитателя, и здесь уже даже эта лофия не защитит его. Считалось, что Локи скроет преступление и можно не опасаться последствий. Причем, если преступление все же раскрывалось, то по показаниям свидетелей, при наличии лофии смягчалась вина преступника. Если преступник имея лофии, терпел неудачу, предполагалось, что это не вина лофии, а просто у противника имелся более сильный талисман. Таким образом, Локи не только помогал совершать неблаговидные деяния, но и защищал владельцев талисмана от зла, направленного против них - он оставался по ту сторону Добра и Зла, одинаково помогая как в добрых, так и в злых поступках.
Известно интересное заклинание 19 века (линкольншир, англия) против болезней, когда три раза ударяют молотком по трем подковам, "во имя бога, одина и локи". Эта формула - типичный пример смешания христианских и языческих верований, где Хенира, бога, принимавшего участие в создании людей с Одином и Лодуром (скорее всего, одно из имен Локи) подменил христианский бог .И еще пример - археологическая находка под названием "ribe hjerneskal", череп с тремя именами на нем, как заклинание против боли и болезней. Одно из имен - Один, второе - Ulfur (волк), третье - Hutiur ("высокий бог"). Обычно предполагают, что все три имени относятся к одину, но возможно, что здесь перечислена троица тех же богов. Что и в английском заклинании. В таком случае, "бог" - это не христианский бог, а Хенир.
[size=12]Также есть основания считать, что Локи был покровителем ведьм, а возможно и колдунов языческой Скандинавии:
Найдя на костре
полусгоревшее
женщины сердце,
съел его Локи;
так Лофт зачал
от женщины злой;
отсюда пошли
все ведьмы на свете.
(Старшая Эдда. «Песнь о Хюндле»)
И опять слово современной поклоннице Локи:
«Он - один из тех богов, которые смущают и ставят в тупик своей многосторонностью. Локи - один из самых противоречивых и непонятных персонажей в скандинавской мифологии. Его действия динамичны, хаотичны, непредсказуемы и иногда бесцельны. Остальные боги статичны, их поступки не выходят за пределы выполняемых ими функций. Другое дело Локи. Он насмехается над другими богами, вредит им и им же помогает, путешествует, рожает, врет, меняет пол. Именно непредсказуемость и многогранность его характера заставляет задуматься над тем, кто же он на самом деле.»
Лит.: Olrik A., Tordenguden og hans dreng, «Danske atudier», 1905, H. 3; его же, Miterne om Loki, в кн.: Festskrtft til Feilberg, Kbh., 1911; Gras E. J., De noordse Loki-mythen i hun onderling verband, Haarlem, 1931;Vries Jan de. The problem of Loki, Hele., 1933 (F. F. Communications, v. 43, № 110); Dumezil G„ Loki, P., 1948; Strum F., Loki. Ein mythologleches Problem, GBteborg, 1956, Rooth А. В., Loki in Scandinavian mythology, Lund, 1961; D robin U., Myth and epical motifs in the Loki-Research, «Temenos», 1968, v. 3.
Использованы материалы от:
[/size]
http://norse.ulver.com/dict/loki.html
http://pryahi.indeep.ru/nordika/loki.html