Старуха из Бэра.
В одной шотландской истории говорится, что она существовала "с начала времен". Лицо Старухи было темно-синее, а во лбу у нее располагался единственный водянистый глаз, взгляд которого был нечеловечески быстр.
Рассказывают, что именно она участвовала в сотворении мира. Старуха взвалила себе на спину огромную корзину, наполненную камнями и землей. Пока Старуха шла, земля и камни выпадали из целей корзины. Там, где падала земля - возникали холмы, где камни - возникали скалы. Именно Старуха создала реки и озера. По ночам старуха любила отдыхать на горной вершине рядом с бьющим из-под земли источником.
В весеннее время Старуху часто ассоциировали со штормами. Когда она чихала, ее было слышно за много миль Однако бурный нрав Старухи был вызван тем, что однажды весной ее единственный сын смел ускакать от нее на белой лошади вместе со своей невестой. Разъяренная Старуха пустилась за ними в погоню, оседлав легконогого жеребца. Но сын Старухи не бросил свою невесту, которая боялась грозной матери своего возлюбленного. Тогда Старуха наслала на влюбленных страшную бурю, которая разметала их в разные стороны. Началась жуткая метель, а на море разыгрался сильнейший шторм, грозя смыть с лица земли все живое. Пришлось сыну вступить в сражение с матерью, чтобы в своей ярости она не уничтожила все живое. Битва закончилась победой сына и Старуха вынуждена была отступить.
Есть еще одна легенда о Старухе - ведьме Кайлих, существующей одновременно в двух ипостасях: древней Синей Хаг, что создала горные цепи, разбросав камни из своего передника, и Шейлы-на-Гиг, синекожей женщины, что всегда держит свое влагалище открытым, ибо каждый из нас проходит цепочку жизней через рождение и смерть. Половые органы Шейлы же - это те самые врата, чрез которые все живые существа, умерев, вновь приходят на Землю.
Горцы Шотландии называют богиню еще Кайлих Бхур, а ирланды - Кайлих Бхир, почитая ее как Горную мать. Она вечноживущая, и хотя она стара как мир, она всегда обновляется. И не смотря на то, что она больше чем бабушка и мать мира, она любит и землю, и жизнь, которая зародилась на ней. Она и дарует жизнь, и отбирает ее, когда приходит время. Подобно зиме, Кайлих делает так, что живое засыпает и умирает, но затем - рождается вновь.
Ночь людоедки-великанши
Интересная старая традиция имеет место на острове Папай (Оркнейские острова, Великобритания) в феврале. Впрочем, последнее сообщение о праздновании «Gyro Night» относится к 1914 году. Настоящая дата празднования не может быть точно установлена, но согласно некоторым данным она могла иметь место на первое полнолуние Февраля. Сия дата обычно соотносится с Гандлемасом, также как и с Имболком, событием, отмечающим финал зимы и близость весны. Мы знаем, что на «Gyro Night» пареньки делали светильники, с которыми шествовали сквозь ночь, разгоняя сумрак. Целью их набега было увлечь gyros из укрытия. Эти Gyros были обычно старшие парни, обряженные в одежды гадчайших старух. Ежели бы факелоносцы встретили бы такую, она преследовала бы их с куском веревки, или клубком нитей, пока они не могли опередить ее. Происхождение сей традиции неясно, но возможно gyro происходит от gygr норвежской тролль-бабы, великанши. Но также это означает чудовищную женщину. Однако же отгадка лежит в обычае сожжения женской статуйки в Gyro Night. Мы видим здесь олицетворение зимней старухи Калйах. Она это синеликая согбенная ведьма-карга в Шотландии, олицетворяющая сезон Зимы, представляющая яснейший случай сверхъестественного существа бывшего первобытной богиней, возможно среди древних Бриттов до Кельтов. Она отображена и в других образах, например, отвратная ведьма у Чосера, Черная Анни Холмов Данов в Лейчестершире с синим лицом, Джентли Анни Кроматри Фирс, Калли Берри в Ульстере, Caillagh Ny Groamagh Острова Мэн и так далее. Мы видим тут связь с Хель и Индоевропейской Темной Матерью. Различные сказы и предания мы можем найти в трудах Миссис Уотсон и ее отца Александра Кармайкла (известен нам его труд «Кармина Гаделика»), миссис Грант, Маккея, но более всего материала мы можем обнаружить в работе Дональда Макензи «Шотландский Фольклор и Народная Жизнь». В этой работе ей посвящена целая глава под названием «Шотландская Артемида», где на примере деятельности Калйах и различных личин ее образа, в которых исследователь находит поразительное сходство с примитивной формой Греческой Артемиды. С первого взгляда она видна как персонификация зимы. Она названа «дщерью Грайне», зимнего солнца.
Старый Оркнейский автор писал :
"bonfires are the very blood of Orcadians. The ritual bonfire
goes back to the very beginnings of our history and even before."
Позабыты сейчас обычаи эти…