САТАНБААЛ (временный)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САТАНБААЛ (временный) » Язычество » Мумии из болота


Мумии из болота

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Мумии из болота

За последние 300 лет в заброшенных торфяных болотах Британии, Ирландии, Нидерландов, Германии и Дании были обнаружены хорошо сохранившиеся тела людей. Большая часть этих «мумий из трясины», или болотных тел, датируется I в. до н. э. — IV в. н. э. Самое древнее из них относится к эпохе мезолита (около 10 000 лет назад), но есть и средневековые, и современные находки. Удивительный консервирующий эффект трясины предотвращал разрушение древних останков. Хотя скелеты мумий преимущественно разрушились, их кожа, внутренние органы (в желудках даже находили остатки пищи!), глаза, брови и волосы сохранились неплохо. Болото на 90 % состоит из воды с высоким содержанием кислот торфа (разложившихся растительных веществ). Такая среда замедляет рост бактерий, отчего тела органического происхождения, утонувшие в болоте, не разрушаются. Наличие кислот в болоте в сочетании с низкой температурой воды и недостатком кислорода оказывает дубильное воздействие на кожу, чем объясняется темно-коричневый цвет найденных тел. Но как и почему эти люди погибли в далеких болотах тысячи лет назад? Единственное, что мы знаем — это то, что почти на всех извлеченных телах были обнаружены следы пыток и смертельные раны.

Наверное, самой известной из болотных мумий является толлундский человек, на которого в мае 1950 г. у деревушки Толлунд в Дании наткнулись двое братьев, собирателей торфа. Они резали торф на брикеты, как вдруг увидели смотрящее прямо на них лицо и, подумав, что это жертва совершенного недавно убийства, намедленно связались с местной полицией. Проведенная вскоре радиоуглеродная датировка волос толлундского человека показала, что он погиб около 350 г. до н. э. Когда тело извлекли из болота, один из помощников упал и умер от сердечного приступа. Возможно, как позднее отмечал датский археолог П. В. Глоб, это был тот случай, когда болото потребовало отдать жизнь взамен. Толлундский человек во время смерти принял положение эмбриона. Часть одежды — кожаная шапка и пояс — истлела. Его волосы были очень коротко подстрижены, на подбородке и верхней губе заметна щетина. На его шее была туго затянута веревка из двух связанных вместе ремней: считается, что толлундский человек был повешен или удушен с помощью веревки. Анализ содержимого его желудка показал, что последней пищей толлундского человека была похлебка с овощами. Удалось даже определить ее ингредиенты: смесь различных видов диких и культивированных злаков, в том числе необычно большое количество спорыша, который, по-видимому, собирался специально для этих целей. Возможно, спорыш был важным ингредиентом последнего ритуального блюда, являвшегося частью священного обряда при казни. Складывается впечатление, что жертву аккуратно положили в болото, закрыв ей глаза и рот.

До 50-х годов XX в. в Дании было найдено около 500 болотных тел. В 1879 г. в болоте возле Рэймтена в Ютландии нашли «женщину из Хюлдремоса», а рядом с ней две кожаных шапки, шерстяную юбку, шарф и ленту для волос. Исследование тела обнаружило ужасные детали: руки и ноги несчастной были в нескольких местах разрублены, одна конечность полностью отсечена перед тем, как жертву сбросили в болото. Женщину настигла жестокая смерть между 160 г. до н. э. — 340 г. н. э.
В 1952 г. возле поселка Виндеби в Шлезвиг-Гольштейне (Северная Германия) в небольшом болоте были обнаружены два тела. Первое принадлежало мужчине, которого задушили и бросили в болото, а затем топили, протыкая жердями, отчего тело плотно увязло в болоте. Другой жертвой была молодая девушка 14 лет, погибшая в I в. Прежде чем бросить в болото, ей завязали глаза куском полотна. Тело девушки нашли под огромным камнем, прикрытым ветвями березы.

Находкой недавнего времени стало тело из Ухты в Нижней Саксонии (Северная Германия). Первоначально считалось, что это подросток, ставший жертвой убийцы. Однако, когда ученые произвели вторичное исследование тела в январе 2005 г., было установлено, что оно принадлежит молодой девушке 16—20 лет, которая погибла в болоте около 650 г. до н. э. Жертва получила прозвище «девочка из торфяника Ухте». Сохранились даже ее волосы, однако ученые не знают, были ли они русыми или черными, поскольку болото сделало их рыжими.
В Европе первое письменное упоминание о болотной мумии связано с телом из Кибелгаарна (Нидерланды), обнаруженным в 1791 г., а всего в XIX — XX вв. в Голландии было найдено сотни мумий. В 1987 г. сотрудники музея Дрента в Эссене приступили к проекту по систематическому изучению болотных тел своей коллекции. Исследования дали поразительную и неоценимую информацию о возрасте, поле, телосложении, питании, болезнях, причинах смерти и одежде этих людей.

В Англии огромное количество болот, поэтому мумифицированные тела находили во многих графствах. Самой известной является находка, сделанная в Линдоу-Мосс возле Уилм-слоу в графстве Чешир. Обстоятельства, при которых было обнаружено первое тело, довольно любопытные. В 1983 г. полиция в Маклесфилде (графство Чешир) разыскивала человека по имени Питер Рейн-Бардт за убийство его жены Малики, совершенное 23 года назад. В ходе поисков на болоте, расположенном неподалеку от сада Рейн-Бардта, был найден хорошо сохранившийся череп. Вскоре удалось установить, что он принадлежит женщине 30—50 лет. Столкнувшись с этим доказательством, Рейн-Бардт сознался в преступлении и был осужден за убийство. Перед судебным разбирательством по делу Рейн-Бардта полиция обратилась в исследовательскую лабораторию Оксфордского университета. Анализ показал, что «женщине из Линдоу» (как ее прозвали) 1660—1820 лет. И тогда Рейн-Бардт решил обжаловать решение суда.

В следующем году там же обнаружили тело мужчины, на котором была лишь наручная повязка из меха лисицы и тонкая веревка вокруг шеи. «Человек из Линдоу», которому было 20 лет, погиб в 50—100 гг. Анализ тела показал, что мужчину дважды ударили по темени, вероятно, топором. Удар был невероятной силы, потому что осколки черепа проникли в мозговую ткань. Кроме того, его еще и задушили с помощью кожаного жгута, который сохранился на шее (как и глубокая рана). Возможно, жертве еще и перерезали горло. За два-три дня перед смертью волосы мужчины подрезались (с помощью ножниц), а в желудке обнаружены остатки печеного хлеба и следы пыльцы омелы, которая у кельтов считалась священным растением. Исследователь кельтской культуры, археолог доктор Энн Росс истолковывает тройное убийство «человека из Линдоу», а также наличие черного хлеба со следами пыльцы омелы в желудке свидетельством того, что мужчина был принесен в жертву друидами.

За последние два века из болот Ирландии было извлечено более 80 тел. Семь из них датированы с помощью радиоуглеродного метода. В отличие от находок на других территориях Северной Европы, большая часть этих тел относится к позднему средневековью или постсредневековому периоду, хотя есть и датируемые железным веком. В качестве примера последних можно назвать «человека из Галаха». Радиоуглеродный анализ показал, что тело датируется 470—120 гг. до н. э. Тело нашла семья О'Келли в 1821 г. в Галахе, возле Каслбле-кени, в графстве Голуэй. Вытащив его, семья за небольшую плату показывала мумию посетителям, а затем похоронила его. В 1829 г. тело попало в Национальный музей. На «человеке из Галахи» был лишь замшевый плащ, завязанный на шее, и ремень из ивовых ветвей, который, видимо, использовался в качестве инструмента удушения. Как и у многих других болотных жертв, умерших насильственной смертью, его волосы были коротко острижены. Возможно, он был преступником и подвергся публичной казни, поскольку тело было прибито к земле кольями. По-видимому, это делалось для того, чтобы не дать его душе улететь. Это не единственый случай: такой способ убийства прослеживается и относительно датских болотных тел.

В 1978 г. в болоте Меенибрадден возле города Ардар в графстве Донегол (Ирландия) было найдено тело девушки 25— 30 лет, с коротко стрижеными волосами и сохранившимися глазами и ресницами, которое было завернуто в шерстяной плащ и аккуратно уложено в могилу. На теле нет следов насилия, а с помощью радиоуглеродного анализа тело было датировано 1570 г. Причина смерти и то, почему девушка была похоронена на болоте, остаются загадкой.
Следующие два болотных тела были обнаружены в Ирландии в 2003 г. Одно было найдено в Клоникаване (графство Мит) к северу от Дублина, второе — всего в 25 милях от первого, в Крогэне (графство Оффали). Так называемому древнему человеку из Крогэна было около 25 лет. Его тело относят к периоду с 362 г. до н. э. по 175 г. до н. э. Для своего времени он был гигантом — его рост составлял 6 футов 6 дюймов. «Человек из Клоникавана» датировался 392—201 гг. до н. э. Это был молодой мужчина ростом 5 футов 2 дюйма. Как и другие болотные жертвы, он подвергся жестоким пыткам перед смертью, которые, вероятно, были частью ритуала. Соски древнего человека из Крогэна были отрезаны, а смертельный удар был нанесен ножом в область ребер. Порез на руке указывает на то, что он пытался защититься во время нападения. В предплечьях обеих рук были проделаны дыры, через которые пропущен ореховый прут, связывающий жертву. Тело мужчины обезглавили и расчленили, перед тем как бросить в болото. Контрастом таким ужасным пыткам служат изящные руки жертвы с вычищенными ногтями. Это свидетельствовало о том, что «человек из Крогэна» никогда не выполнял тяжелой физической работы, а возможно, был жрецом или представителем аристократии. «Человек из Клоникована» умер от тяжелого ранения в голову, нанесенного массивным топором, а также ряда других повреждений на теле. Странной особенностью были диковинным образом торчащие волосы, для укладки которых в период железного века, по-видимому, использовался своего рода гель для волос — разновидность смолы, привезенная из юго-западной Франции или Испании.

Нед Келли, хранитель ирландских древностей в Национальном музее Ирландии, выдвинул теорию, с помощью которой попытался объяснить, почему 40 тел, найденных в ирландских болотах, были погребены вдоль племенных, политических и королевских границ. Он верил в то, что захоронения представляли собой подношения богам плодородия и были залогом успешного правления. Такое объяснение, конечно, может быть применено к большинству ирландских болотных тел, но как же быть с остальными мумиями Северной Европы? Разнообразие причин, по которым умерло большинство этих людей, может означать нечто большее, чем просто убийство, — возможно, это было своего рода ритуальное жертвоприношение. Другие мотивы обнаруживаем в трудах римского автора Тацита, писавшего в начале II в. о германских племенах. Он упоминает о некоторых интересных обычаях в их культуре, связанных с преступлением и наказанием: за такие грехи, как «трусость, лень, а также неестественные пороки» (вероятно, гомосексуализм и беспорядочные половые связи) виновных сбрасывали в болото и придавливали ивовыми ветвями, а уличенных в супружеской неверности жен раздевали догола, обривали, выводили из дома и секли перед всей деревней.

Тацит предполагает, что зачастую в болоте топили тех, кто нарушал общественные законы или табу. Примечательной деталью являются необычные пропорции болотных тел, имеющих своего рода физические дефекты. У одного из тел Линдоу-Мосса было шесть пальцев, у других были проблемы с позвоночником или короткие конечности. Такие люди могли быть избраны для принесения в жертву, поскольку казались отвергнутыми богами из-за физических недостатков. Впрочем, никто не станет отрицать, что болота являются небезопасными местами, и нельзя исключать возможность, что некоторые из так называемых «болотных захоронений» — результат несчастного случая. Люди могли просто упасть и утонуть. Были среди них и нищие, и женщины, умершие во время родов и похороненные в неосвященной земле, — это может объяснить гибель тщательно погребенной «девочки из Меенибраддена» в Ирландии. Возможных сценариев огромное множество, поэтому становится очевидным, что никогда не удастся найти единственно верное объяснение ужасной, но интересной загадке болотных тел.

http://qrok.net/19790-mumii-iz-bolota.html

0

2

Ужасы болот

Человек из Толлунда был задушен кожаным шнуром и брошен в болото 2300 лет назад. Возможно, его принесли в жертву какому-то языческому богу. С его мумией, как и со многими другими, найденными в торфяных болотах Европы, связано немало загадок. Расследование только начинается.

Человека из Толлунда обнаружили в Дании в 1950 году. Ученые отпилили его стопу и поместили ее в специальный раствор, который окрасил кожу в черный цвет. В своей странной могиле он лежал без обуви и почти без одежды, хотя на других болотных мумиях были кожаные накидки с капюшонами, шерстяные штаны и изящные туфли (справа). того мужчину — точнее то, что от него осталось, — ирландские рабочие нашли в болоте зимой 2003 года. Поразительно, но его прическа сохранилась идеально, словно он только что вышел из парикмахерской: затылок коротко острижен, длинные волосы на макушке зачесаны наверх, завиты и старательно уложены сосновой смолой. Но ученых удивило не только это.
Обнаружили тело в огромном сите для просеивания торфа. На мужчине не было одежды, шея была свернута набок, конечности оторвало дисками торфоуборочной машины, которая извлекла труп на поверхность со дна болота в пригороде Клоникавана. На голове и туловище были заметны следы телесных повреждений: нос был сломан, череп размозжен, живот — вспорот. За время, проведенное в болоте, проломленный череп сплющился под тяжестью мокрого торфа, кожа потемнела, словно ее подвергли процессу выделки, а волосы окрасились в ярко-рыжий цвет. Рабочие сразу же оповестили о находке археологов: с самого начала стало ясно — человек из Клоникавана не был жертвой обычного убийцы. Его превратившееся в мумию тело служит наглядным пособием, знакомящим нас с загадочными ритуалами Северной Европы железного века. Такие необычные находки встречаются в болотах Ирландии, Великобритании, Германии, Нидерландов и особенно часто — в Дании. Благодаря отсутствию кислорода и антибактериальным свойствам сфагнума, который является мощным консервантом, тела прекрасно сохранились.
Легенды о древних болотных мумиях люди начали слагать в первом десятилетии XIX века. Застывшие умиротворенные позы резко контрастируют с увечьями, нанесенными жестокими мучителями. Топкие болота, которые для наших современников представляют исключительно коммерческий интерес, связанный с добычей торфа, наши предки считали дверями в иной мир. По их представлениям, в этих местах обитали боги и неприкаянные души. Возможно, люди железного века приносили в жертву разгневанным богам соплеменников, которых они сильно боялись или презирали, а может, наоборот, тех, кого любили и уважали. Сегодня для изучения мумий и их скромного багажа личных вещей ученые используют новые методы: компьютерную томографию, трехмерное изображение и радиоуглеродный анализ. Но этой информации мало. Европейцы, жившие в железном веке, не оставили никаких письменных свидетельств своих обычаев и верований. Следы многих болотных мумий затерялись. Тела, на которые местные жители натыкались при добыче торфа, перезахоранивали или оставляли разлагаться на краю болота. А некоторых и вовсе никогда не существовало: недавно выяснилось, что покойный немецкий археолог Альфред Дик, посвятивший свою жизнь каталогизированию болотных мумий, фальсифицировал более 1800 находок. РАССЛЕДОВАНИЕ ШЛО по ложному следу довольно долго. Стремясь отыскать хоть какие-то сведения о жизненном укладе и традициях древних германцев, ученые обратились к трудам римского историка I века нашей эры Тацита. Однако информацию об обычаях этих народов он получил из вторых или даже третьих рук и использовал ее, чтобы пристыдить римлян за поведение, которое казалось ему упадническим. Так, Тацит с одобрением упоминал, что германцы убивали гомосексуалистов и трусов, а потом привязывали их тела к жердям, которые устанавливали в болотах. Опираясь на описания Тацита, ученые долгое время считали, что жертвами ритуалов германцев становились люди, попавшие в немилость. Перед смертью их якобы пытали и в знак презрения хоронили в болотах, а не сжигали на костре, как было принято в ту эпоху. Исходя из этого предположения, ученые посчитали, что девушка из Виндебю, которая была найдена в 1952 году на севере Германии, изменила своему возлюбленному. Ей обрили голову на манер, описанный Тацитом, завязали глаза и утопили в болоте. Тело, обнаруженное рядом с ней, ученые приняли за останки ее любовника. Но эта теория была развенчана, когда Хизер Джилл-Робинсон из Университета Северной Дакоты внимательно изучила строение тела и провела анализ ДНК: девушка из Виндебю оказалась юношей. Вскоре другие ученые установили, что предполагаемый любовник жил тремя веками раньше. Волос «девушка» из Виндебю лишилась по недосмотру археологов. Задержка роста костей указывает на то, что молодой человек плохо питался и часто болел. Умер он, скорее всего, естественной смертью. Археолог Михаэль Гебюр из Гамбургcкого университета предположил, что повязка на глазах мумии была призвана защитить живых людей от губительного взора смерти. Группа датских судебных следователей вместе с Нильсом Линнерупом из Копенгагенского университета провела повторное расследование с целью установить истинные причины смерти людей, чьи мумии были найдены в болотах на территории Дании. Они пришли к выводу, что некоторые повреждения, считавшиеся результатом пыток, на самом деле появились спустя сотни лет после «казни». Человек из Гроболла, найденный в болоте к северо-западу от Копенгагена в 1952 году, — одна из прекрасно сохранившихся и хорошо изученных мумий. Компьютерная томография показала, что череп проломился под тяжестью трясины. В переломе ноги, похоже, тоже повинно болото, а не безжалостный удар, нанесенный мужчине неизвестным палачом, который перед казнью якобы захотел поставить жертву на колени. Сейчас Линнеруп и его команда считают, что человек из Гроболла, погибший приблизительно 2300 лет назад, был принесен в жертву одной из богинь плодородия. Кельты и германцы верили, что эти небожительницы даруют людям жизнь и смерть. Жертвоприношение, вероятно, состоялось зимой. Год выдался неурожайным, и люди были вынуждены питаться сеном и сорняками. Члены племени решили, что одному из них придется умереть, чтобы выжили остальные. О своей судьбе человек из Гроболла, который, кстати, был крепким мужчиной 34 лет, скорее всего, узнал за несколько дней до казни: судя по щетине, он перестал бриться. И вот пробил его последний час: жители деревни, возможно, его друзья или родственники, повели мужчину к болоту. На краю топкого берега один из них схватил человека из Гроболла за волосы, оттянул голову несчастного назад и небольшим ножом перерезал ему горло, а потом толкнул истекающего кровью соплеменника в болото. Имонн Келли, сотрудник Национального музея Ирландии, считает, что похожие обряды жертвоприношений в далеком прошлом не были редкостью. Через три месяца, после того как был найден человек из Клоникавана, из ковша экскаватора, работавшего на том же самом болоте, вывалилась еще одна древняя мумия. От нее сохранились только туловище и руки. Рост этого мужчины составлял почти метр девяносто сантиметров. По ранам на руках можно предположить, что перед смертью он отчаянно сопротивлялся. Умер бедняга от смертельного удара в сердце. Однако безжалостные палачи на этом не остановились. Тело убитого мужчины было странным образом изуродовано: соски, вероятно, отрезали, а плечи прокололи и через образовавшиеся отверстия протянули венок из веток орешника. На руке у него была плетеная кожаная повязка с бронзовым амулетом, украшенным кельтским узором. Все это, так же, как и напомаженная прическа человека из Клоникавана, — атрибуты высокого социального статуса (по мнению ученых, смола для укладки волос была привезена с юга Франции). Еще одна улика, обнаруженная в ходе исследования новой мумии, которую археологи назвали человеком из Олдкрогана, пролила свет на обстоятельства смерти остальных сорока несчастных, погребенных в болотах Ирландии, в том числе и на «дело» человека из Клоникавана. Все эти люди были похоронены на границах древних ирландских королевств. Места, выбранные для захоронений, и дорогие по тем временам украшения позволяют предположить, что жертвами ритуалов становились знатные особы, считает Имонн Келли. В древности ирландские правители заключали символический брак с богиней плодородия. Если наступал голодный год, это означало, что богиня недовольна королем, и ее нужно задобрить. Болотные мумии, по мнению Келли, были самыми ценными подношениями. Скорее всего, это были знатные заложники, претенденты на трон или даже короли-неудачники. Каждая нанесенная жертве рана прославляла подведомственные этой богине сферы: плодородие, власть и войну. CПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЛОС и ногтей показал, что человек из Олдкрогана обычно питался мясом. Но, судя по содержимому кишечника, перед казнью он поужинал злаками и пахтой — символами плодородия. Соски ему отрезали, возможно, в знак того, что он отвергнут (в древней Ирландии согласно обычаю подданные целовали правителю соски). Затем тело разрубили на куски и разбросали вдоль границ королевства. Отрубленные руки связали ветвями: это придавало магическую силу для защиты территории. Наука пока не может подтвердить гипотезу Келли, но, кто знает, может быть, мумии, которые до сих пор покоятся в болотах, подарят ученым ключ к разгадке тайны смерти этих людей. В железном веке в Северной Европе совершались поразительные по своей жестокости ритуалы. И нам еще только предстоит узнать их мистическое предназначение. j Справа: у человека из Клоникавана необычная прическа. Cотни мумий, найденных в болотах Северной Европы, датируются железным веком (400 год до н. э. — 400 год н. э.), эпохой, когда жившие здесь кельтские и германские народы верили, что болота — это двери в потусторонний мир. Мох сфагнум, покрывающий зеленым кружевом ирландские болота (внизу), выделяет вещества, обладающие мумифицирующими свойствами. Разлагаясь, мох превращается в торф. Одна из первых болотных мумий была обнаружена в 1898 году в Нидерфредериксмосе, Дания (вверху). Результаты исследования тела шестнадцатилетней девушки из Иде, найденного во время торфоразработок в Дании, помогли ученым раскрыть причины ее смерти. Судя по петле, девушку задушили. А жертвой ее выбрали, скорее всего, из-за врожденного уродства: компьютерная томография выявила искривление позвоночника. На шее человека из Гроболла, найденного в Дании, зияет глубокая рана, нанесенная с такой силой, что был задет шейный позвонок. Это и другие повреждения ученые списывали на изощренные пытки. Но недавно проведенное исследование показало, что кости сломались под тяжестью торфа. «Он лежит на подушке из торфа, словно облитый смолой, и кажется, что он оплакивает свою участь черными слезами». «Человек из Гроболла», ирландский поэт Шеймас Хини У человека из Олдкрогана, найденного в Ирландии, ткани так хорошо сохранились, что можно брать отпечатки пальцев. Только вот статус мужчины установить не удается. Ученые считают, что он принадлежал к знатному роду, возможно, это был свергнутый король или претендент на трон, принесенный в жертву после коронации нового монарха.

http://www.national-geographic.ru/ngm/2 … ticle_159/

0


Вы здесь » САТАНБААЛ (временный) » Язычество » Мумии из болота